Правильный уход за спецодеждой

Для жителей крупных промышленных городов уход за спецодеждой и спецобувью никогда не представлял какую-либо проблему. Как вариант необходимый комплект можно было купить на рынке (причем там было совершенно все для людей самых разных профессий и любых размеров).

Однако проблема качественного ухода за спецодеждой и спецобувью всегда оставалась актуальной и для медиков и для строителей или для металлургов. В составе крупных заводов работали собственные прачечные комбинаты, куда каждый желающий мог сдать испачканную спецодежду. Но относятся ли к спецодежде кристально белые рубашки офисных сотрудников или костюмы медицинских работников?

Сейчас мы разберемся в том, что говорит по этому вопросу действующий государственный стандарт 12.4.280-2014, где регламентируются установленные государством правила касательно спецодежды. Положения документа созданы на основе действующих современных законов и норм с учетом области распространения стандарта. Исследуя этот документ, можно с полной определенностью утверждать, что медицинский белый халат – спецодежда, а вот фирменный пиджак клерка из офиса – нет.

Обязан ли работодатель стирать спецодежду?

Необходимость в таковой обусловлена отнюдь не стремлением как-либо выделить своих сотрудников. В ТК РФ четко определено, кто несет ответственность за обеспечение работающих на предприятии сотрудников спецодеждой и спецобувью, в том числе нормирована частота стирки спецодежды. Работодатель также за счет собственных средств обязан обеспечить:

  • наличие средств индивидуальной защиты,
  • своевременные стирку с применением специальных средств и оборудования для стирки или химчистки,
  • ремонт поврежденной (а при необходимости и замену) спецодежды и обуви.

Содержащиеся в документе положения ясно и неоднозначно указывают на то, что содержание спецодежды и спецобуви в надлежащем пригодном к использованию состоянии – обязанность работодателя. Какими способами работодатель заботится об этом зависит от самого работодателя. Как правило, для этих целей предприятия создают в своей структуре отдельное подразделение для стирки и химчистки спецодежды или нанимают для профессионального ухода за спецодеждой сторонние компании. Что выбрать руководству – решает само руководство в зависимости от специфики производства. Но в любом случае  все это его обязанность.

На какой срок рассчитана спецодежда

Последствия стирки или химчистки чреваты для ткани утратой своих свойств.  Материал истончается и рвется, полностью теряет внешний вид. Чтобы не возникал перерасход  денежных средств на содержание спецодежды, ее изготовитель определяет срок службы одежды. Эта информация указывается на пришитой или прикрепленной другим способом к комплекту бирке. Такие рекомендации служат основой бухгалтерского и налогового учета эксплуатирующих предприятий. На этой основе нормами замены спецодежды определяются сроки ее годности.

Увы, не всегда такие нормы адекватно воспринимаются  самими работниками. Часто между экономией со стороны администрации с одной стороны, неаккуратностью и даже откровенным пренебрежением к имуществу работодателя со стороны персонала возникают конфликты. Для урегулирования возможных споров и существуют такие регламенты. Они обеспечивают необходимый и разумный баланс между заинтересованными сторонами. К тому же это закреплено в обязательных для бухгалтерии документах, предоставляемых в налоговую инспекцию.

Требования ГОСТа к качеству

При выборе материалов для пошива (ткани и нити) производители должны руководствоваться нормами ГОСТа 2014 года 12.4.280. Здесь определены базовые параметры устойчивости, к которым относятся:

  • поверхностная плотность ткани,
  • допустимая нагрузка на ткань,
  • стойкость материала к истиранию.

Дополнительно для некоторых категорий одежды должны учитываться:

  • гигроскопичность,
  • способность к отталкиванию масла после определенного числа стирок,
  • воздухонепроницаемость,
  • отталкивание воды новым изделием после пяти стирок или химчисток,
  • стойкость к прокалыванию,
  • сопротивляемость к порезам.

Для спецодежды из некоторых видов ткани регламентирован также срок хранения в условиях склада. При закупке на такие рекомендации крайне важно обращать внимание. Приобретение «несвежих» изделий существенно сокращает их срок эксплуатации вследствие утраты тканью  первоначальных свойств.

Нормируется ли уход за спецодеждой

Содержащиеся в ГОСТах и СанПиНах нормы предназначены для обеспечения  здоровья работников различных предприятий. В них учитываются технические и гигиенические аспекты. Первоочередная задача таких документов -  соблюдение интересов работников. Именно такой подход обычно и служит причиной того, что спецодежду и спецобувь приобретают чаще, чем это рекомендовано правилами. Коррективы обычно вносят фактические условия работы на конкретном производстве.

Еще в 2014 году российское Минтруда издало Приказ № 997. Документ регламентировал типовые нормы обеспечения сотрудников различных профессий специальной одеждой и специальной обувью. Так нормативно были зафиксированы перечень и количество предметов, необходимые для полноценного обеспечения людей различных профессий.

Но существующие правила касаются не только работодателей. Они также указывают на обязанность работников быть бережливыми по отношению к выданному имуществу. Именно такие нормы служат ориентиром для персонала всех категорий.

Стирка спецодежды

Вне зависимости от того, насколько бережно хранить спецодежду, музейных условий для этого создать просто невозможно. Именно по этой причине и для хоть какой-либо стандартизации условий для различных предприятий требования к стирке спецодежды должны соответствовать действующим и утвержденным на законодательном уровне нормам и правилам, изложенным в ГОСТах, СанПиНах и прочих нормативных актах.

В зависимости от существующих на конкретном предприятии условий труда появление загрязнений на спецодежде – явление объективное и часто просто не зависит от усилий работника. В ремонтной зоне автобусного парка и уж тем более в ремонтных мастерских промышленных предприятий существующие условия труда могут быть связаны с получением вредных и даже опасными для здоровья загрязнений. В таких случаях следует руководствоваться рекомендациями отдельных руководящих документов. В них не только регламентируется частота стирки или химчистки спецодежды, но и:

  • изложены указания на приемлемые способы ухода,
  • даются рекомендации по использованию конкретных марок стиральных и других машин, а также моющих средств, иных очищающих средств,
  • изложена рекомендованная частота для стирки.

Как пример служит СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. В нем  детализиррван обязательный к исполнению перечень мероприятий по гигиене труда на предприятиях промышленного и аграрного сектора, связи, строительного производства и работ. Документ касается не только указаний по способам ухода. Также подробно изложены наименования рекомендованных к использованию стиральных машин и порошков, средств для очистки и дезинфекции. Затрагиваются также вопросы организации рабочих мест на предприятиях.

Примечательно, что в испачканной или неотремонтированной одежде работник может быть полностью недопущен к своему к исполнению своих обязанностей. Если требуется стирка, то она проводится по требованию работника. Необходимость в ней определяется самим работником и осуществляется по его требованию.

Правила ухода за спецодеждой

Для осуществления качественного ухода за спецодеждой промышленные предприятия имеют право на привлечение организаций со стороны. Не исключается также возможность организации  работы собственных прачечных. Это способ в основном используется предприятиями с большим количеством персонала.

Отдельно в ГОСТ Р 56247-2014 регламентирована деятельность прачечных по обслуживанию:

  • предприятий гостиничного бизнеса,
  • транспортных и пассажирских компаний,
  • организаций медицины,
  • спортивных и  оздоровительных и комплексов,
  • органов МЧС и полиции,
  • предприятий общественного питания,
  • компаний по строительству и  торговле.

Примечательно, что стандартизации подлежит буквально все -  от помещений,  допускаемых к размещению прачечной, до вопросов сортировки белья и экологичности. Учитывается не только специфика деятельности предприятия, количество работающего персонала, объемы спецодежды.

Уход за спецодеждой – рекомендации профессионалов

Единой инструкции по проблематике организации стирки рабочей одежды не существует. Решение этих и связанных с таковыми вопросов полностью находится в компетенции руководства конкретного предприятия. Как правило, для этого достаточно всего лишь трех документов:

  • приказ по предприятию о порядке стирки рабочей спецодежды,
  • журнал учета стирки и ремонта,
  • график проведения стирки и ремонта.

Указанные документы актуальны независимо от того, осуществляет предприятие стирку самостоятельно либо для этого привлекается подрядная организация .

На кого возложен контроль соблюдения правил ухода  за спецодеждой

Организация работы прачечных курируется Роспотребнадзором. В компетенцию этой организации также отнесен контроль соблюдения санитарных норм на предприятии. Параллельно с Роспотребнадзором в пределах возложенных на них компетенций контроль осуществляется:

  • Государственной инспекцией труда – за соблюдением прав работников и норм ТК РФ,
  • налоговой инспекцией – за расходами на приобретение спецодежды и спецобуви и уходом за ними.

Представители каждой инстанции вправе требовать полный пакет документов, касающихся учета, что предполагает ведение графиков и журналов, подтверждающих соблюдение графиков.

Привлеченная сторонняя организация также как и собственная прачечная предприятия ведет журнал стирки и ремонта спецодежды. В отчетности отображается каждая поступающая им вещь. Это обеспечивает контроль израсходованных воды и средств для стирки и способствует точному расчету амортизации оборудования.

Единого стандарта форм учета нет. Тем не менее важно, чтобы учитывались следующие положения:

  • дата поступления и выдачи спецодежды и спецобуви,
  • точное наименование и количество,
  • стоимость,
  • особые отметки, например, о необходимости в химчистке или ремонте,
  • подпись ответственного лица.

Факт передачи спецодежды для ухода сторонней организации фиксируется квитанциями или накладными. Такие документы должны заверяться подписью ответственного лица и печатью организации заказчика и исполнителя.

Еще одним учетным документом может быть журнал стирки и учета спецодежды. Но, следует понимать, что осуществление стирки и ремонта в плановом режиме более удобно. Это делает более удобными распределение нагрузки на прачечные и упрощает счет на предприятии.

Что касается ведения графика стирки – каких-либо особых требований к их форме нет. Но важно, чтобы в них отображались:

  • наименование подразделения, ответственного за осуществление стирки (ремонта) с указанием ФИО ответственного лица,
  • ФИО руководителя такого подразделения,
  • время сдачи спецодежды в стирку,
  • отметка о выполнении.

График и журнал можно совмещать. Каждый сотрудник предприятия должен иметь комплект запасной одежды. Это необходимо для замены основного комплекта на время стирки и ремонта.Предприятиями изготовителями спецодежды на бирках указываются рекомендованные способы стирки или ухода. Обычно это специальные символы. Также бирки обычно содержат символы с указанием возможности применения конкретной спецодежды для защиты людей разных профессий.

Для маркировки текстиля могут использоваться символы по ГОСТ ИСО 3758-2014. Они указывают на возможности по:

  • сухой чистке,
  • стирке,
  • сушке,
  • глажению.

Если компания вынуждена применять какие-либо специальные средства для стирки, то это должно быть разрешено изготовителем. При использовании спецсредств важно, чтобы ткань не теряла своих защитных свойств.

2023-03-03 17:08:35
Наверх